Главная Статьи Образ главного героя в русской литературе

Образ главного героя в русской литературе

E-mail Печать PDF

Образ главного героя в русской литературе

Литературный герой - это центральный персонаж литературного произведения, играет ключевую роль в развитии сюжета и выделяется по сравнению с другими лицами более объемным изображением характера. Плод воображения писателя, литературный герой обладает огромной жизненной силой, делающей его сравнимым с реальными лицами и историческими личностями. Самые яркие литературные герои, как правило, выходят за рамки произведения, находя новое воплощение в других видах искусства и даже в повседневной жизни.

«Великие романные образы продолжают расти и развиваться и после своего создания, способны творчески изменяться в других эпохах, отдаленнейших от дня и часа их первоначального рождения», - отмечал Михаил Михайлович Бахтин.

Герои русской литературы были воплощены в произведениях живописи и графики, драматического театра и кинематографа, оперы и балета.

Типология литературного героя исследована в трудах Михаила Михайловича Бахтина («Автор и герой в эстетической деятельности»), Лидии Яковлевны Гинзбург («О литературном герое»).

Богатыри. Герои фольклора и литературы, эпических поэм, былин и сказок. Слово «богатырь» происходит от тюркского «багатур» - «храбрый воин». В древнерусских летописях это слово встречается с XIII века. Богатыри представляли собой идеальные, но не идеализированные характеры, отмеченные живыми и подвижными чертами. Обладатели недюжинной силы и удали, богатыри демонстрировали отвагу на поле брани, в сражениях со степняками, в поединках с разбойниками и нечистой силой, но в делах мирских порой выказывали человеческие слабости. Самыми популярными богатырями русского фольклора были Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович, Соловей Будимирович, Садко.

Образы богатырей были воплощены в произведениях Александра Сергеевича Пушкина («Руслан и Людмила», «Песнь о вещем Олеге», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»), Михаила Юрьевича Лермонтова («Песня про купца Калашникова»). Отзвуки богатырского эпоса прослеживаются у Николая Васильевича Гоголя («Тарас Бульба»), Алексея Константиновича Толстого («Князь Серебряный»), Николая Семеновича Лескова («Очарованный странник»), Федора Михайловича Достоевского («Братья Карамазовы»), Александра Трифоновича Твардовского («Василий Теркин»).

«Лишний человек». Типологический персонаж русской литературы. Образ «лишнего человека» обычно отождествляется с такими литературными героями, как Евгений Онегин («Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина), Печорин («Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова), Рудин, Лаврецкий («Рудин», «Дворянское гнездо» Ивана Сергеевича Тургенева), Обломов («Обломов» Ивана Александровича Гончарова), Чацкий («Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова).

Словосочетание «лишний человек» вошло в употребление в 1830-е, оно фигурирует в названии произведения Ивана Сергеевича Тургенева «Дневник лишнего человека» (1850). Фигура «лишнего человека» отразила мировоззрение романтического героя с присущими ему «равнодушием к жизни и к ее наслаждениям, преждевременной старостью души» (Александр Сергеевич Пушкин).

Когда эпоха романтизма в отечественной литературе закончилась и начал формироваться новый тип деятельного, энергичного героя, тогда персонажи, ощущавшие себя лишними на пиру жизни, стали восприниматься как сугубо отрицательные.

«Маленький человек». Один из постоянных персонажей русской литературы XIX-XX веков. Тему «маленького человека» утвердили Александр Сергеевич Пушкин (Самсон Вырин в повести «Станционный смотритель», Евгений в поэме «Медный всадник»), Николай Васильевич Гоголь (Акакий Акакиевич Башмачкин в повести «Шинель», Поприщин в повести «Записки сумасшедшего»), Фёдор Михайлович Достоевский (Макар Девушкин в «Бедных людях», Мармеладов в «Преступлении и наказании»), Иван Сергеевич Тургенев (Кузовкин в комедии «Нахлебник»). Эту тему в дальнейшем развивали Лев Николаевич Толстой (Платон Каратаев в романе «Война и мир», Аким в драме «Власть тьмы»), Александр Иванович Куприн («Гамбринус»), Андрей Платонович Платонов («Фро»), Николай Робертович Эрдман («Мандат» и «Самоубийца»), Борис Андреевич Можаев («Живой»). В этих произведениях изображались «маленькие люди», забитые жизнью, униженные сильными мира сего, вызывавшие чувство горечи и сострадания.

Параллельно сформировалась негативная парадигма данного образа как персонажа сатирического, показанного без всякого сочувствия и симпатии со стороны автора. Таковы герои романов Федора Михайловича Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» (Фома Опискин) и «Братья Карамазовы» (Смердяков), драмы Александра Николаевича Островского «Бесприданница» (Карандышев), трилогии Александра Васильевича Сухово-Кобылин «Картины прошедшего» (Расплюев, Тарелкин), рассказов Антона Павловича Чехова «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Человек в футляре», романа Федор Кузьмича Сологуба «Мелкий бес» (Передонов), повести Михаила Афанасьевича Булгаков «Собачье сердце» (Шариков), комедии Владимира Владимировича Маяковского «Клоп» (Присыпкин), фельетонов и рассказов Михаила Михайловича Зощенко.