Проведение интеллектуальных игр

31.03.2015 05:26
Печать

Интеллектуальная игра – индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования.

Интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности учащегося и умения сотрудничать (коллективные игры).

Они объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности: развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.).

С другой стороны, сама по себе эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата (победы в соревновании, оценки своих знаний, командообразования). Очень важно, чтобы этот результат осознавался участниками игр как самоценный, чтобы игра не сводилась только к процессу поиска и принятия решения. Такой подход научит детей не только стремиться к победе, но и уважать соперников, и достойно проигрывать.

При подборе и составлении игр важно, чтобы они основывались не только на вербальном материале, но содержали бы в себе задания на конкретно-образное и конкретно-действенное пространственное мышление. Это позволяет детям с разными способностями и различным восприятием мира в равной степени проявить себя. При проведении интеллектуальных игр с подростками хорошо использовать вопросы затрагивающие нравственную сферу. Грамотно расставив нравственные акценты, вы получите прием формирования Я-концепции в игре.

Какую бы форму интеллектуальной игры вы не предпочли, принципиально важны хорошие вопросы. Умение точно формулировать ответ и отвечать на заданный вопрос – базовое не только в образовании, но и в самообразовании:

На этом ресурсе - Igry-pochemuchek.ru, Вы сможете найти информацию про интеллектуальные игры . На мой взгляд, это один из лучших сайтов этой тематики!

Как задать вопрос?

Сложность вопроса должна находиться на пределе возможностей участников игры. (Известный принцип развивающего обучения).

Поскольку среди участников игры могут обязательно есть люди с разными ведущими видами мышления, восприятия и памяти, пакет вопросов должен быть составлен с учетом этого факта (то есть наряду с вопросами на эрудицию должны быть вопросы на ассоциативное мышление, требующие осуществления практических действий, вопросы с использованием наглядности и т.п.).

Вопрос должен, с одной стороны, содержать значимые принципы понятия, а с другой – должен быть составлен таким образом, чтобы исключить попадание под эти признаки любого другого понятия. Иными словами, информации, содержащейся в вопросе должен отвечать только один ответ.

В хорошо составленном вопросе правильный ответ должен быть сформулирован как можно короче, и не требовать сложных фонетических конструкций. Особенно это важно, когда команды отвечают письменно.

Хороший вопрос обычно предполагает объединение в себе знаний из разных научных и практических областей знания.

В тексте вопроса должны присутствовать как “подсказки”, упрощающие поиск искомого ответа, так и “лишняя” информация, которая затрудняет или “затемняет” правильный ответ.

Хороший вопрос может опираться на чувство юмора.

Вопрос должен быть понятен.